понедельник, 29 марта 2010 г.

Обрушение Египетского моста Санкт-Петербург 2 февраля 1905


Обрушение Египетского моста Санкт-Петербург 2 февраля 1905

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <…> К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <…>

Цепной Египетский мост

Египетский мост был построен в 1825-1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста.[5]
Его размеры были следующие: длина пролёта 55 метров, ширина — 11,7 метра. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза — цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, «оплетённых» металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю.[6][4]
Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором академиком П. П. Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.[4]
Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года.[6][7]
Пара сфинксов для моста
Для моста на заводе Берда по моделям скульптора П. П. Соколова были первоначально отлиты два сфинкса, но для этого моста они не пошли и впоследствии были установлены на пристань на Крестовском острове. Позже появилась информация о том, что они были серьёзно повреждены и отправлены на реставрацию в Мостотрест.[8]

 Катастрофа 1905 года

В процессе эксплуатации мост неоднократно ремонтировался. Это происходило в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах.[6]
20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. К счастью, обошлось без жертв.

Как видите друзья. Фотографы успевали всюду.